Как вернуть в магазин качественный товар?

На каких основаниях можно обменять качественный товар?

Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право покупателю на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный в течение 14 дней, не считая дня покупки. Для такого обмена есть исчерпывающий перечень оснований, которые указаны в ст. 25 ЗОЗПП. Их должен знать каждый покупатель. Итак, обмен будет возможен, если товар не подошел покупателю:

  • по форме;
  • по габаритам;
  • по фасону;
  • по расцветке;
  • по размеру;
  • по комплектации.

Для обмена товара в адрес продавца надо написать письменную претензию, в которой изложить соответствующее требование. Продавец вправе отказать покупателю, если был испорчен товарный вид или потребительские свойства товара. А вот отсутствие чека не может быть основанием для отказа покупателю в обмене по основаниям ст. 25. ЗОЗПП, так как подтвердить факт покупки можно и другими способами, в том числе и при помощи свидетельских показаний.

Важно помнить, что по перечисленным выше основания можно обменять не любой товар. Исключения перечислены в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. В документе указаны типы товаров, на которые не распространяется действие ст. 25 ЗОЗПП, а в скобках даны в качестве примеров определенные товары, причем перечень этих примеров не является исчерпывающим, что подтверждается судебной практикой.

В указанный перечень включены следующие группы товаров:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты);
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
  • парфюмерно-косметические товары;
  • текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
  • швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
  • изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
  • товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
  • мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
  • изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
  • автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
  • технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства);
  • гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
  • животные и растения;
  • непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые издания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Как вернуть деньги за качественный товар?

Согласно требованиям ст. 25 ЗОЗПП, потребитель не может сразу заявить требование о возврате денег за товар. Такое право у него возникает только в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения. Продавец обязан удовлетворить данное требование в течение трех дней со дня обращение потребителя. То есть продавец может выплатить положенную сумму сразу или воспользоваться предоставленной ему отсрочкой. В последнем случае потребитель должен отразить факт передачи товара продавцу, составив акт и указав в нем должность, инициалы и фамилию лица, которому был передан товар; причину, по которой товар возвращен; дату возврата товара. Акт вместе с товаром вручается под роспись, второй экземпляр хранится у покупателя до момента поступления денежных средств от продавца. Если в магазине отказываются подписывать акт, об этом делается отметка, которая должна быть подтверждена подписями двух свидетелей.

По соглашению сторон, допускается обмен товара на аналог, когда тот поступит в продажу. Однако, если продавец отказывает потребителю в возврате денежной суммы, уплаченной за товар, на основании того, что аналогичный товар находится на складе и может быть привезен на следующий день, то потребитель может не согласиться ждать и вправе настоятельно требовать возврата уплаченной суммы. В противном случае потребителю следует зафиксировать факт отсутствия подходящего ему аналогичного товара в указанный день у этого продавца. Для этого также составляется акт в простой письменной форме, в котором будет указание на отсутствие необходимого товара в день обращения к продавцу. Акт подписывается потребителем и продавцом (его представителем). Если продавец отказывается подписывать, покупатель должен сделать об этом отметку в акте и заверить ее подписями двух свидетелей, которые могут подтвердить содержащиеся в акте сведения.

В случае неудовлетворения законных требований потребителя обменять или вернуть товар, последний вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и с иском в суд. Это можно сделать как по месту своего жительства покупателя, так и по месту нахождения продавца.