Что нужно знать о ценниках?

Любой товар, предлагаемый к продаже, должен иметь ценник, информирующий покупателя о наименовании товара и его цене. Требования к содержанию информации на ценнике строго регламентированы как законом «О защите прав потребителя», так и другими нормативно-правовыми актами, а за нарушение установленных требований установлена административная ответственность.

Зачем нужен ценник?

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 10) устанавливает обязанность для продавцов информировать покупателей о цене, условиях покупки и основных потребительских характеристиках продаваемых товаров.

Цена товара указывается на ценнике и является публичным предложением. Изменить его продавец не имеет права. Даже если в ценник закралась случайная ошибка, и на кассе, например, просят доплатить за товар — это нарушение прав потребителя на получение достоверной информации о товаре, которое в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ влечет административное наказание в виде штрафа – от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц и от 5 000 до 10 000 для юридических.

Какие требования к ценникам предъявляет закон?

Обязательные требования к оформлению ценников на товар определены в п. 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…». Ценники должны быть единообразными и четко оформленными, содержать информацию о наименовании товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать организации, дату оформления.

При продаже товаров разносным способом представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

При продаже непериодических изданий вместо ценников допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания (п. 127 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

При реализации пищевых продуктов, которые фасуются в присутствии покупателя непосредственно в торговом зале, информацию о цене допускается размещать по усмотрению продавца как на ценнике, так и на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице потребительской тары (п. 3.7.3 Согласно ГОСТ Р 51074-2003). Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.

Должен ли продавец указывать цену за килограмм упакованного товара?

Правила торговли, установленные Постановлением правительства РФ от 19.01.1998, дают продавцу право выбора. Если цена на ценнике указана за единицу товара, например, за палку колбасы, то ее вес должен быть написан на этикетке, иначе информация о товаре будет неполной. Требования к указанию массы пищевых продуктов определены в п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003 – для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов – массу нетто. При этом обязанности указывать на ценнике одновременно цену и за упаковку, и за килограмм/литр у продавца нет.

Как оформляются «желтые ценники»?

На оформление «желтых ценников», на которых обычно указывается цена товара по дисконтной карте, распространяются общие требования Закона «О защите прав потребителей». Потребитель имеет право на получение полной и достоверной информации об условиях приобретения товаров по дисконтным картам, включая условия получения дисконтных карт и срок их действия. Информация о скидках на реализуемый товар и проводимых в магазине акциях должна быть доведена до сведения потребителя, поскольку указанная информация обеспечивает возможность правильного выбора товара потребителем.

Куда жаловаться на неправильные ценники?

При нарушении продавцом требований закона к оформлению ценников потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор. В этом случае по результатам проведения проверки этой информации будет решен вопрос о привлечении продавца к административной ответственности по ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, и ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.